Непал был основан на пересечении древних торговых путей между Индией, Китаем и Тибетом. И самое большое влияние на развитие всех культурных направлений оказала Индия. Жители долины Катманду не только не противились этому, но и распространяли это влияние на соседние государства. Архитектура, скульптура, живопись, обработка металлов и дерева, всего это развивалось под воздействием развитой в то время Индийской цивилизации. К слову сказать, первая пагода (такие храмы очень распространены в Китае) была построена в Непале, а практически все статуи Будды Тибетских монастырей изготовлены непальскими мастерами.
Непал это родина храмов-пагод, которые представляют из себя здание с расположенными друг над другом крышами. Первые упоминания о таких постройках датированы XII веком. Сохранилось даже имя архитектора – Арнико. Согласно историческим данным, именно он был первым архитектором зданий такой удивительной конструкции. В зрелом возрасте он перебрался в Китай, где впоследствии остался навсегда. А храмы-пагоды распространились по всему Китаю и дальше, до самой Японии.
Маленькие ступы Чайтья изначально располагались внутри буддистских монастырей, но позже их стали воздвигать повсюду. Сейчас их можно встретить практически в каждом дворе, на площадях. Очень часто они богато украшены изображениями Будды и всегда, как и большие ступы, ориентированы по сторонам света.
Буддистские и индуистские монастыри часто похожи по архитектуре. Они представляют собой храм, стоящий посередине большого двора и окруженный жилыми и хозяйственными помещениями. В древности в этих помещениях жили монахи и паломники, сейчас, чаще всего, они служат жилищем для бедных.
Многие здания в Непале строились при помощи сочетания кирпича и древесины. Их принято украшать различной религиозной символикой, изображениями различных богов, цветочными орнаментами, красивейшей резьбой по дереву.
Некогда Непальским скульпторам не было равных в регионе. Уже в глубокой древности создавались уникальные шедевры, которым нет равных по художественной ценности и по сей день. Статуи, фонтаны, узорные колонны, все это создавалось непальскими каменотесами в колоссальных масштабах. Однако пожары и землетрясения не позволили сохранить большую часть древних шедевров. Сейчас спрос на искусных резчиков по камню практически отсутствует, и их в Непале почти не осталось.
Мастерство обработки металла можно оценить взглянув на статуи, создаваемые Непальскими мастерами. Даже в наше время во всем мире известны металлические статуи, изготавливаемые в Патане. В основном это статуи Будды в различных его проявлениях и Индуистских богов. Статуи невероятной красоты сначала отливаются древним способом, потом шлифуются, полируются, покрываются позолотой. Самые дорогие экземпляры украшаются драгоценными камнями.
Живопись Непала представлена в основном религиозными мотивами. Связано это с тем, что традиции театра не прижились, и одним из средств сделать религиозные представления понятнее для людей, была живопись. На произведениях «паубха» изображены в основном боги и какие-либо сцены из их жизни. Зачастую на них изображали процесс постройки какого-либо значимого храма или историю отдельных буддистских традиций. Еще одно направление живописи «Тханка» представляет из себя особым образом подготовленный холст, на котором красками из цветов, порошка цветных полудрагоценных камней пишется картина.
Музыка и танцы также тесно связаны с религией. Музыка служит прежде всего аккомпанементом к религиозным танцам на больших праздниках. Одна из немногих музыкальных форм, под которую не танцуют – Бхаджан. Исполняется бхаджан только мужчинами, и представляет из себя групповое пение священных текстов под звуки фисгармонии, индийских барабанов и цимбал. Основным музыкальным инструментом является маленький, привязываемый к животу барабан. А песня – импровизация с припевом, который знают все. Певцы поют о том, что происходит вокруг, а припев поют все вместе.