Здесь я отвечу на вопросы:
• Собственно, почему за арку Константина спасибо утопленнику?
• Почему из множества мостов Рима обязательно нужно побывать на Мульвиевом мосту?
• Как в Риме скрепить свои чувства?
• Почему декор для арки Константина выколачивали из уже существующих строений?
• Эпохи правления каких римских императоров, кроме Константина, запечатлены на арке Константина?
В античном Риме исторические победы военачальников в масштабных сражениях всегда сопровождались строительством триумфальной арки. Один из таких примеров я уже описал в статье «Священная дорога: место для «стать» древним римлянином». Тогда архитектура была неотъемлемой частью политики. Стоявшие у руля власти правители воплощали собственное могущество в монументальных архитектурных сооружениях: Тит, Септимий Север, Наполеон… Одним из сотен подобных римских сооружений стала 25-метровая Арка Константина, самая большая арка в Риме… хотя в сравнении с триумфальной аркой в Париже арка Константина – это что-то вроде Моськи в сравнении со слоном, парижская в два раза выше.
Арка Константина была построена в 315 году в честь победы императора Константина над императором-самозванцем Максенцием в битве у Мульвиева моста. Мост этот по-прежнему находится в Риме, соединяя берега Тибра, недалеко от Олимпийского стадиона.
Что примечательно, несмотря на многократную реставрацию, внешний облик моста практически не изменился, если, конечно, не брать в расчет несколько сотен килограмм замков, повсеместно висящих на столбах и решетках Мульвиева моста. Это излюбленная традиция влюбленных, которые считают, что таким образом они навсегда смогут связать свои чувства.
Так что, прогуливаясь по этому, поистине древнейшему, памятнику Рима, старшему ровеснику Колизея, можете представить битву Константина и Максенция, победу первого и поражение второго, бросившегося в бегах с Мульвиева моста в Тибр. Бедолага летел до воды 8 метров, последние 8 метров в своей жизни.
Сегодня, глядя на эту огромную арку высотой с 5-этажный дом, трудно представить, что перед нами стоит не просто римский памятник, а львиная доля всего античного Рима.
Дело в том, что элементы декора для триумфальной арки выколачивали из уже существующих сооружений античного Рима, после чего готовые фрагменты пристраивали к арке Константина. Причины подобных действий до сих пор остаются загадкой. Историки разных эпох выдвинули три версии, однако, ни одна из предложенных версий не может однозначно заявить о своей правдоподобности:
– упадок архитектурной мысли в Риме того времени;
– ограниченность в сроках возведения арки, всего 3 года;
– желание самого Константина поднять себя на одну ступень величия с Траяном, Марком Аврелием и Адрианом. Если вы внимательно всмотритесь в декор арки, то увидите там не только императора Константина, но графические сюжеты военных походов Траяна, Адриана и Марка Аврелия.
Совокупность абсолютно разных деталей арки, как с точки зрения архитектурного стиля, так и с точки зрения исторических эпох, превратило арку Константина в яркий пример бесконечного римского контраста, подобно тому, как сегодня, в современном Риме, бок о бок соседствуют архитектурные сооружения прошлого века и прошлой эры.
За всю история существования арки Константина ее реставрировали дважды: сначала в 15 веке, а затем в середине 18 века. Не будем причислять к этому списку башенку Валадьера, родом из 19 века, так как трудно назвать ее элементом реставрации моста. Благодаря реставрации сегодня арка Константина является не только самой большой триумфальной аркой Рима, но и самой сохранившейся.